|
"Ночной
портье"
"Il
Portiere di notte"
Производство:
Италия-Франция
1974
Режиссер: Лилиана
Кавани
В ролях: Дирк
Богард , Шарлотт Рэмплинг, Филип Леруа,
Габриэле Ферцетти, Иза Миранда, Амедео
Амадио
Оператор: Альфио Контин
Продюсер: Исай Де Симоне, Роберт
Гордон Эдвардс
Монтажер: Франко Аркалли
Художник: Даниэль Пари
Жанр:
драма
Продолжительность: 1
час 55 мин.
1957
год. В венском отеле случайно
встречаются бывший нацист и бывшая
заключенная концлагеря. Пробудившиеся
воспоминания как палача, так и жертвы
разжигают между ними странное,
противоестественное влечение, которое
психоаналитик назвал бы садомазохизмом.
Для своего времени этот антифашисский
фильм стал сенсацией.
Ученица
великого Висконти Лилиана Кавани
руководствуется в кино хорошим
принципом - неважно, что скажут о фильме
критике - главное, чтоб он дошел до того,
для кого снимался. Критики-то как раз и
не приняли в 1974 году главный фильм
Кавани - "Ночной портье", который
принес ей заслуженную славу классика
мирового кинематографа. Но уже четверть
века фильм продолжает пленять,
тревожить, мучить тех, кто раз и навсегда
усвоил - истинное чувство не знает ни
границ, ни национальностей, не признает
категории времени и условностей
общественной жизни.
Критиков шокировал
сюжет "Ночного портье", который на
самом-то деле прекрасен, неординарен и
очень правдив, несмотря на кажущуюся
сказочность посылов и невероятность
совпадений. Жизнь к счастью или к
несчастью преподносит такие сюрпризы и
сюжеты, что литература и кинематограф
могут только идти покурить. Итак, бывший
эсесовский офицер Макс ( в титрах -
Максимилиан Тео Альтдорфер), служивший
врачом в концлагере, после войны избежал
правосудия и устроился служить ночным
портье в одной венской гостинице. Прошло
12 лет и ничто, кажется, уже не может
повредить ему. Благо, бывшие соратники
по корпусу "СС" не оставляют его
своими заботами. У них есть такое
правило - каждого из бывших "своих"
нужно "отмыть" окончательно путем
некоего "суда", в ходе которого
должны быть выяснены для дальнейшего
устранения все возможные свидетели
преступлений имярека. Макс - последний в
списке "судящихся". У него за кормой
все чисто аж до того дня когда в
гостинице нежданно-негаданно
появляется бывшая заключенная лагеря, с
которой у Макса в те времена был
странный роман жертвы и палача.
"Ночной
портье" по манере - типичный фильм-нуар.
Буквально все в нем - люди, здания, вещи,
дела, мысли, взгляды, жесты и чувства
тонут во мраке, стыдливо или испуганно
прячутся в тени, чтобы как можно ярче
высветлить преступную, обреченную,
гибельную для Макса и Лючии любовь.
Двенадцать лет ничего не изменили.
Страсть горит еще ярче. Их, конечно же, не
отпустит прошлое, но оно же их и сплавит
еще крепче. Их не простит общество - им
наплевать. Им не дадут жить бывшие
эсесовцы - умирать, так вдвоем...
В фильме немало просто потрясающих сцен.
Все они безрадостны и безыскусны, горьки
и пронзительно правдивы. Черно-белый
полудокументальный ряд воспоминаний о
лагере, Лючия на цепи в квартире Макса,
смерть на мосту: она в белом плаще, он в
черной, вызывающе красивой эсесовской
форме. "Ночной портье" - кинолента о
любви, купленной ценой страданий и ценой
жизней искупившей свою греховность... (Олег
Измайлов)
|
|