|
"Пианист"
"The
Pianist"
Производство: Великобритания - Польша -
Германия - Франция, 2002
Режиссер:
Роман Поланский
В ролях: Эдриен Броди, Эмилия
Фокс, Томас Кретчманн, Фрэнк Финлей
Дистрибьютор:
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 28 мин.
Когда на Варшаву
падают первые бомбы, пианист Владислав
Шпильман (Броди, «Оскар» за лучшую
мужскую роль) играет на радио Шопена.
Последующие два с половиной часа он будет
выживать среди ужасов холокоста,
благодаря необъяснимой удаче, жалости
дружка-полицая, любви немецкого
капитана к мазуркам — то есть
только по не зависящим от него
обстоятельствам.
Из сказанного видно, что эту историю
можно было повернуть лицом к полному
абсурду: если мы и выживаем, то благодаря
неизвестно чему, и уж точно — не себе.
Но Полански пошел другим путем. Он никогда
не играл Шопена и по молодости
лет (в 1939 году ему было 6) не имел
друзей в полиции. Во всем остальном
он мало чем отличается от Шпильмана.
В 1941 его тоже загнали в гетто. Он спасся,
потому что отец протолкнул его через
колючую проволоку. Его мать погибла в Освенциме.
Он выжил, скитаясь по деревням
между Краковом и Варшавой,
исключительно вследствие доброты
поляков и обстоятельств. Словом, хотя
«Пианист» — экранизация чужой
автобиографии, Полански снял свою.
«Пианист» не имеет
отношения к спекуляции. Напротив, он честный,
и в этом его беда. Дело даже не в том,
что Полански как никто умел опошлить
человеческие отношения и в этом
открыть бездну подлинности и искренности,
— после Билли Уайлдера он был
последним евреем мирового кино, веселым
циником, для которого нет ничего святого,
— нам будет его не хватать. Дело в том,
что он никогда ничего кроме
автобиографий и не снимал. И когда
описывал переживания француженки в Лондоне,
не переносящей чужих прикосновений («Отвращение»),
и когда рассказывал о тотальном
заговоре против забеременевшей от черта
девушки («Ребенок Розмари»), и, уж конечно,
когда сам снимался в роли иностранца,
которого гробят домохозяева и соседи
(«Жилец»). Но говорил он о себе
опосредованно, прячась за жанровыми
ширмами и искаженными масками. И чем
страшнее ему было, тем смешнее были его
комедии ужасов. И чем интимнее смысл
высказывания, тем гротескнее хоррор. Но вот
пришла старость, подросла дочурка,
захотелось подбить бабки и отдать
дань. Высказаться от первого лица. И тот
мир, который вечно путал Поланского с его
извращенцами, не понимал, травил,
изгонял, — завалил наградами,
облобызал и затискал. Миру только и нужно
было, чтобы изгой покаялся, извращенец
остепенился, чтобы с художника слезла
старая кожа и он остался голым, как
все обычные люди. Чтобы у него
оказалось наконец что-то святое. Вот
трагедия, вот бы про это снять фильм.
Но, конечно, комедию, какую он сам уже
никогда не снимет.
(Михаил
Брашинский)
|
|