"Месье
N Производство:
Франция - Великобритания 2003 Смерть,
а тем более достаточно ранняя смерть
великого человека всегда загадочна,
даже если на самом деле никакой загадки
в ней нет. В том, что Наполеон Бонапарт
был великим человеком, кажется, никто
никогда не сомневался, даже и Лев
Толстой. Зато многие высказывали
сомнения в том, что низверженный
император умер вовсе не естественной
смертью от наследственной язвы
кишечника, но уж как минимум от жестоких
душевных страданий. Как максимум же был
отравлен. Выяснением
этих загадок занимается в историко-политическом
детективе Антуана де Кона "Месье N"
молодой английский лейтенант Хэскотт,
приставленный Лоу день и ночь охранять
императора, но, как и многие,
покорившийся харизме человека, едва не
овладевшего всем миром и даже в плену
ведшего себя так, как будто он по-прежнему
полубог. Разумеется,
я не стану рассказывать, к каким
окончательным выводам приходит Хаскелл,
заодно и разгадывающий неразрешимую
загадку в 1840-м, после того как тело
императора было перезахоронено в его
столице, и вспоминающий в живых
подробностях живописное общение с
Наполеоном четверть века назад. Одно
скажу: его выводам можно поверить.
Впрочем, верить совершенно
необязательно - перед нами
художественный текст. Он позволяет и не
веря с неослабевающим интересом,
сочувствием, а мгновениями и с
восхищением сопереживать тому, что
рассказывают нам авторы и тому, как
изображают рассказываемое актеры (излишне
порой романтизирующие своих персонажей
в духе Дюма-отца, но в большинстве
случаев играющие замечательно; особенно,
по-моему, удался образ Лоу, Наполеон же в
исполнении потрясающе харизматичного и
маскулинного, несмотря на бросающуюся в
глаза некрасивость, Филиппа Торретона
просто превосходен, на порядок
интереснее того, которого изобразил в
недавнем сериале Ива Симоно Кристиан
Клавье). В конце концов,
стратфордианского сына перчаточника в
Шекспирах тоже, скорее всего, не было, а
вот Троянская война, как доказал Шлиман,
напротив, была, и была почти такой, какой
изобразил ее Гомер, которого не было. Все
это нисколько не мешает нам читать и
перечитывать книгу И. Гилилова как
блистательное художественное
произведение, а Гомера худо-бедно даже и
экранизировать (при полной химеричности
этой затеи даже на уровне идеи). |
||