|
"Небо
над Берлином"
"Der
Himmel uber Berlin"
Производство: Западный
Берлин-ФРГ-Франция, 1987
Режиссер: Вим
Вендерс
В ролях: Бруно
Ганц, Сольвейг Доммартин, Отто Зандер,
Курт Бойс, Питер Фальк
Сценарий: Петер Хаднке, Вим Вендерс
Музыка: Юрген Книпер, при участии
групп Nick Cave & The Bad Seeds, Crime In The City Solution
Оператор: Анрит Алекан
Жанр:
романтическая
фантастика
Продолжительность: 2
часа 10 мин
Два
ангела, способные читать мысли людей,
спускаются с небес в современный Берлин.
Оба далеко не святые, а один из них,
Дамиель, даже влюбляется в девушку-циркачку.
Но из-за этого он теряет свои крылья и
бессмертие. Отныне «падший ангел»
вынужден жить среди людей.
Этот фильм одного из лучших режиссеров
современного мирового кино является «данью
чести» Берлину к его 750-летию,
поэтическим признанием в любви к
человечеству, притчей, рассказанной
новаторским киноязыком, лентой,
открывающей новые горизонты в искусстве.
Сценарий вдохновлен стихами Райнера
Марии Рильке (прежде всего его циклом «Дуинские
элегии» с образами ангела, человека и
куклы) и написан Вимом Вендерсом при
участии австрийского писателя Петера
Хандке, с которым он не сотрудничал
более десяти лет со времен картины «Ложное
движение». Неслучайно и то, что лента «Небо
над Берлином» снята Анри Алеканом, «живым
классиком» французского операторского
искусства, работавшим с Жаном Кокто и
Марселем Карне. Постановщику фильма был
важен условный, «метафизический» (по его
словам) опыт при создании
фантастической истории, мистической
сказки, мифологической поэмы, которая
обращена не столько в прошлое, сколько в
будущее. Посвящение трем «ангелам кино»
- Андрею Тарковскому, Ясудзиро Одзу и
Франсуа Трюффо - отражает не просто
личные пристрастия Вендерса. Он все
более избавляется от американского
влияния, наследуя традиции европейского
и общемирового искусства. Философские
раздумья Тарковского о судьбах
человечества, поэзия внешнего мира,
обыкновенного быта и простых
человеческих чувств в произведениях
Одзу; искренность и деликатность Трюффо
в показе интимных отношений, его
гуманизм, отстаивание суверенности души,
внутреннего мира каждого человека... Все
это переплавлено, художнически
осмыслено, творчески преображено в
картине «Небо над Берлином». Она
является своеобразным посланием
человеческой цивилизации,
предостережением миру как бы из высших,
надземных сфер - не только от лица двух
вендерсовских ангелов, желающих спасти
человечество от самого себя, но и от
имени покинувших этот мир душ, которые
некогда были русской, японской и
французской, а ныне стали
общечеловеческими.
Удивительно, как быстро (всего через
два года) исполнилась надежда автора,
мечтавшего об уничтожении стен, преград
и границ между людьми в центре Европы -
Берлине. А спустя шесть лет Вим Вендерс
попытался сделать своеобразное
продолжение - «Так далеко, так близко»,
но, несмотря на Большой приз жюри в Канне,
этот фильм, отражающий момент после
падения Берлинской стены и слияния двух
Германий, производит разочаровывающее,
если вообще не удручающее впечатление
из-за своей сюжетной и художественной
невнятности. Сергей Кудрявцев (www.drugoe-kino.ru)
Награды
и фестивали:
Премия за режиссуру на МКФ в Канне в 1987
году
Два «Феликса» в 1988 году - за режиссуру и
второплановую роль (Курт Бойс).
|
|