|
“Пианино”
“The Piano"
Производство:
Австралия — Франция, 1992
Режиссер:
Джейн Кэмпион
В ролях: Холли
Хантер, Харви Кайтел, Сэм Нил, Анна
Пэкуин, Керри Уокер, Женевьев Лемон
Жанр:
эстетская историческая мелодрама
Продолжительность: 2
час 1 мин.
Замолчавшая
еще в возрасте шести лет шотландка Ада,
страстная любительница музыки, выходит
замуж по переписке и вместе со своей
девятилетней дочерью Флорой (об ее отце
известны только легенды, сочиненные
самой девочкой), а главное — со
старинным роялем (поэтому перевод “Пианино”
явно не точен) прибывает в далекую Новую
Зеландию.
Стюарт, новый муж Ады, наотрез
отказывается тащить по непролазной
грязи и крутым тропам музыкальный
инструмент, дорогой ее сердцу, который
служит своего рода выразителем интимных
переживаний одинокой и мало кем
понимаемой женщины. Но странный
англичанин Джордж Бейнс, давно живущий
по соседству с аборигенами из племени
маори и как бы тоже превратившийся в
естественного человека, чувствуя
страдания Ады и испытывая влечение к ней
самой и музыке, перевозит фортепиано в
свой дом и начинает брать уроки музыки,
что больше напоминает эротические
пассажи эксгибиционистско-вуаеристского
толка.
Картина новозеландки Джейн Кэмпион
словно заключает ее трилогию об отчасти
ущербных, но невероятно талантливых,
жаждущих любви и сочувствия молодых
женщинах — сначала были ленты “Милочка”
и “Ангел за моим столом”. “Фортепиано”,
помимо главной премии в Канне,
разделенной с китайским фильмом “Прощай,
моя наложница”, удостоен “Сезара” за
лучшую иноязычную картину во Франции.
Американская актриса Холли Хантер,
прекрасно сыгравшая трудную роль Ады
лишь при помощи взглядов и жестов,
получила приз в Канне, а также “Золотой
глобус” и “Оскар” в США (что, впрочем,
соответствует американской моде на
вознаграждение за образы отверженных и
несчастных). “Оскар” неожиданно
достался и 11-летней Анне Пэкуин,
сыгравшей дочь Ады.
Наконец, сама Джейн Кэмпион отмечена той
же премией за оригинальный сценарий.
Лента пользовалась в США немалым
коммерческим успехом, будучи
воспринятой как голливудская love story
викторианских времен (отношения Ады,
Стюарта и Джорджа дают повод для
мелодраматической трактовки
классического треугольника муж—жена—любовник),
которая разворачивается в Новой
Зеландии на фоне дикой природы.
А европейцы были
склонны отыскивать и романтически-готические,
и сюрреалистически-фрейдистские корни в
ситуации “любви втроем”,
интерпретировать фортепиано как
эротический объект. Странно, что никто
из критиков не отметил наличие
своеобразной цитаты из “Андалузского
пса” Луиса Бунюэля — в одном из
финальных кадров “Фортепиано” Ада
оказывается буквально привязанной к
музыкальномуинструменту как к предмету
своих комплексов и носителю подавляющих
норм морали, культуры и цивилизации.
Кэмпион также признавалась, что хотела
соединить, казалось бы, несоединимое —
бурные страсти из “Грозового перевала”
Эмилии Бронте и атмосферу
непознаваемости иной цивилизации, такую,
как в антиутопии “2001 год: Космическая
одиссея” Стенли Кубрика. “Фортепиано”
не может не захватить благодаря
стихийности и необычности вырвавшихся
наружу чувств героев, хотя в сюжетной
конструкции есть некоторая заданность и
просчитанность, несмотря на то, что
загадочный финал многих повергает в
сомнение по поводу разрешения конфликта
в “любовном треугольнике с фортепиано”.
(Сергей Кудрявцев)
Награды:
Премия “Оскар”
в номинации “Актриса” за 1993 год
Премия “Оскар” в номинации “Второплановые
роли” за 1993 год
Премия “Оскар” в номинации “Оригинальный
сценарий” за 1993 год
Главный приз Каннского кинофестиваля за
1993 год
Лауреат Каннского кинофестиваля в
номинации “Лучшая актерская работа” за
1993 год
Премия “СЕЗАР” в номинации “Лучшая
иностранная картина” за 1993 год
|
|