|
Пьер
Пазолини
Пьер Паоло Пазолини родился 5
марта 1922, умер 2 ноября 1975 гг. Итальянский
поэт, прозаик, драматург, режиссер,
теоретик.
Окончил Болонский университет.
Преподавал фриуланскую литературу и
язык на своей “второй родине” со
стороны матери во Фриули, где в 1942 издал
первый сборник “Стихи в Казарсе”. В 1950-м
переезжает в Рим. Активно работает на
литературном поприще, издает сборник
стихов, выступает как исследователь
религиозной поэзии, выпускает
посвященный ей теоретический журнал “Мастерская”,
(“Оффичина”), пишет романы “Лихие
ребята” (1955) и “Жестокая жизнь” (1959),
экранизированные другими режиссерами.
Участвует в создании сценариев свыше
пятнадцати фильмов.
С начала 1960-х дебютирует как режиссер.
Его первый фильм “Аккаттоне” (1962), и
снятая следом “Мама Рома” (Mamma Roma, 1962), в
первую очередь, свидетельствовали о
творческом претворении в новое время
наследия неореализма.
Однако подлинное новаторство Пазолини
заключалось в открытии
неисследованного пласта
действительности — маргиналов, людей
дна, не вовлеченных в просперити
итальянского экономического чуда, а,
скорее, растленных им. Автором был
реабилитирован язык героев, римский
диалект, их своеобразная культура,
анализом которой дотоле кино не
занималось. В короткометражном фильме “Овечий
сыр” снятом для альманаха “Рогопаг”
(1963), автор в острой полемической форме
восстанавливает в правах первичные
человеческие рефлексы, в частности,
голод, утверждая его приоритет перед
религиозным чувством. Его программный
фильм “Евангелие от Матфея” (1964) при
всей скрупулезности адаптации
первоисточника послужил художественным
призывом к движению контестации для
молодого итальянского кино, а сам
Пазолини оказался духовным учителем для
целого поколения.
В философской притче “Птицы большие и
малые” (1965) он сопрягает целостные
духовные пласты — современность и
средневековье. Обратившись к античности
в “ Царе Эдипе” (1967) и “Медее” (1969) дает
авторскую трактовку классических
литературных первоисточников. В “Теореме”
(1968), снятой по одноименному
собственному роману, предрекает гибель
буржуазной культуры в целом. В фильме “Свинарник”
(1969) исследует проблемы фашизма и
неофашизма.
Художник левых взглядов противостоял
коммерциализации современного кино. Он
стремился реабилитировать физическую
реальность человеческой плоти на экране
в ее художественном и философском
аспектах, полагая недопустимым отдавать
эту сферу на откуп коммерческому кино. С
этой целью создает свою “трилогию жизни”
— фильмы “Декамерон” (1970), “Кентерберийские
рассказы” (1972), “Цветок тысячи и одной
ночи” (1974, специальная премия наМКФсв
Канне-74). В этих экранизациях источников
эпохи Возрождения разных стран и
периодов, проникнутых преимущественно
духом ренессанского приятия
человеческого бытия в его гармонии с
мирозданием, дал исчерпывающую
собственную философию жизни в ее
историко-культурном преломлении.
Последний фильм автора “Сало, или 120
дней Содома” (1975) по мотивам романа
маркиза де Сада и других авторов стал
одним из первых произведений в
итальянском кино, трактующих природу
фашизма не в ее каноническом историко-политическом
аспекте, но исследуя власть тирании в ее
потаенных, сексуально вымещаемых формах.
В собственных фильмах иногда исполнял “знаковые”,
узнаваемые роли. Соавтор сценариев всех
своих фильмов. При непроясненных
обстоятельствах был убит в Остии, близ
Рима. (Валерий Босенко) |
|