НовостиФильмыРежиссерыАктеры
Фото 01

 

 

 

Пьер Пазолини

Пьер Паоло Пазолини родился 5 марта 1922, умер 2 ноября 1975 гг. Итальянский поэт, прозаик, драматург, режиссер, теоретик.
Окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу и язык на своей “второй родине” со стороны матери во Фриули, где в 1942 издал первый сборник “Стихи в Казарсе”. В 1950-м переезжает в Рим. Активно работает на литературном поприще, издает сборник стихов, выступает как исследователь религиозной поэзии, выпускает посвященный ей теоретический журнал “Мастерская”, (“Оффичина”), пишет романы “Лихие ребята” (1955) и “Жестокая жизнь” (1959), экранизированные другими режиссерами. Участвует в создании сценариев свыше пятнадцати фильмов.
С начала 1960-х дебютирует как режиссер. Его первый фильм “Аккаттоне” (1962), и снятая следом “Мама Рома” (Mamma Roma, 1962), в первую очередь, свидетельствовали о творческом претворении в новое время наследия неореализма.
Однако подлинное новаторство Пазолини заключалось в открытии неисследованного пласта действительности — маргиналов, людей дна, не вовлеченных в просперити итальянского экономического чуда, а, скорее, растленных им. Автором был реабилитирован язык героев, римский диалект, их своеобразная культура, анализом которой дотоле кино не занималось. В короткометражном фильме “Овечий сыр” снятом для альманаха “Рогопаг” (1963), автор в острой полемической форме восстанавливает в правах первичные человеческие рефлексы, в частности, голод, утверждая его приоритет перед религиозным чувством. Его программный фильм “Евангелие от Матфея” (1964) при всей скрупулезности адаптации первоисточника послужил художественным призывом к движению контестации для молодого итальянского кино, а сам Пазолини оказался духовным учителем для целого поколения.
В философской притче “Птицы большие и малые” (1965) он сопрягает целостные духовные пласты — современность и средневековье. Обратившись к античности в “ Царе Эдипе” (1967) и “Медее” (1969) дает авторскую трактовку классических литературных первоисточников. В “Теореме” (1968), снятой по одноименному собственному роману, предрекает гибель буржуазной культуры в целом. В фильме “Свинарник” (1969) исследует проблемы фашизма и неофашизма.
Художник левых взглядов противостоял коммерциализации современного кино. Он стремился реабилитировать физическую реальность человеческой плоти на экране в ее художественном и философском аспектах, полагая недопустимым отдавать эту сферу на откуп коммерческому кино. С этой целью создает свою “трилогию жизни” — фильмы “Декамерон” (1970), “Кентерберийские рассказы” (1972), “Цветок тысячи и одной ночи” (1974, специальная премия наМКФсв Канне-74). В этих экранизациях источников эпохи Возрождения разных стран и периодов, проникнутых преимущественно духом ренессанского приятия человеческого бытия в его гармонии с мирозданием, дал исчерпывающую собственную философию жизни в ее историко-культурном преломлении. Последний фильм автора “Сало, или 120 дней Содома” (1975) по мотивам романа маркиза де Сада и других авторов стал одним из первых произведений в итальянском кино, трактующих природу фашизма не в ее каноническом историко-политическом аспекте, но исследуя власть тирании в ее потаенных, сексуально вымещаемых формах. В собственных фильмах иногда исполнял “знаковые”, узнаваемые роли. Соавтор сценариев всех своих фильмов. При непроясненных обстоятельствах был убит в Остии, близ Рима. (Валерий Босенко)

Hosted by uCoz