|
Стенли
Кубрик
Стенли Кубрик родился 26 июля
1928.
Детское увлечение фотографией уже к 17
годам привело Кубрика в ряды фотографов-профессионалов
и в штат журнала “Лук”. В 1950 Кубрик
уходит из журнала, чтобы осуществить
мечту детства и снять свой первый —
документальный — фильм “День боя” (1951).
В 1953 дебютирует художественным фильмом
“Страх и желание” (Fear And Desire), снятым для
фирмы РКО на деньги, взятые взаймы у
друзей. В 1954 вместе с продюсером
Джеймсом Б. Харрисом организовал
собственную производственную
кинокомпанию и через год выпустил
малобюджетный фильм “Поцелуй убийцы”,
где снова выступал в качестве продюсера,
сценариста, оператора и монтажера.
Криминальная драма “Убийство” (1956),
первая работа Кубрика, где он не был
стеснен бюджетом, впервые привлекла к
нему внимание критики. Его следующий
фильм, антивоенная драма “Пути славы”
(1957) стал событием благодаря остроте и
сарказму, с какими воссоздавался суд над
солдатами, обвиненными в срыве
французского наступления в годы Первой
мировой войны, и привел к фактическому
запрету на показ картины в Европе. В
течение двух лет Кубрик не имел работы, и
в 1960 был вынужден заканчивать начатый Э.
Манном монументальный фильм “Спартак”
по сценарию Г. Фаста. Несмотря на успех в
прокате, высокий профессиональный
уровень постановки и не свойственную
большинству “супер-колоссов” глубину
психологических характеристик, Кубрик в
1961 переезжает в Англию, чтобы избежать
конфликтов с голливудским “истеблишментом”
и студийной системой, раздраженными его
независимостью и стремлением быть
автором своих работ в полном смысле
слова.
В 1962 режиссер выступает с экранизацией
нашумевшего романа В. Набокова “Лолита”.
Неизбежная из-за цензурных соображений
корректировка образа главной героини
смягчила акценты и интонации Набокова, и
критика, обвинявшая прежде в цинизме,
заговорила о склонности Кубрика к “черному
юмору”. Как показал следующий фильм
режиссера “Доктор Стрейнджлав, или как
я перестал бояться и полюбил атомную
бомбу” (1964), правильнее было бы говорить
о трагическом видении мира,
продиктовавшем обращение к трагифарсу
как наиболее адекватному современной
реальности жанру. Политическая сатира в
форме “черной комедии”, “Доктор
Стрейнджлав” высмеивал фанатизм и
тупость “ястребов” по обе стороны “железного
занавеса”, нисколько не преувеличивая
реальной опасности курса на “сдерживание”
и показывая ядерный Апокалипсис как
естественный итог той глупой
эксцентриады, в которую обратилась
политика великих держав.
Следующая картина Кубрика, грандиозная
фантастическая эпопея “Космическая
Одиссея, 2001” (1968) завоевала премию “Оскар”
за использование спецэффектов и
комбинированные съемки и стала эталоном
научно-фантастического фильма.
Завораживающая красота и мощь
изображения мира, открывающегося
человеку эпохи выхода в открытый космос,
и техники, созданной им и бросающей ему
вызов, не снимает обвинения в
двойственности идеи картины,
утверждавшей верховенство космического
разума и ограниченность человеческого
познания и возможностей.
Наиболее значительная работа Кубрика “Механический
апельсин” (1971) подводит итог авторским
размышлениям о современной цивилизации,
человеческой морали и социальных
перспективах общества. Невероятная в
своей абсурдной жестокости “одиссея”
молодого садиста Алекса позволяет
соединить в одном фильме стилистику “черной”
комедии и драмы, превращая героя из
палача в жертву и наоборот. Трагическая
концепция неистребимости заложенного в
человеке зла, которое обретает все
больше свободы в рамках технически
высокоразвитого, но духовно
вырождающегося общества, и
пессимистическое отношение к
перспективам насильственного
уничтожения зла благодаря новым
технологиям предопределили обвинения в
цинизме и даже в фашизме, однако
безвыходность ситуации, в которой
оказываются и герой, и общество
мотивирована безупречно.
В 70-е годы
Кубрик обращается к жанру экранизации “Барри
Линдон”, и фильмов-ужасов “Сияние” по С.
Кингу, добиваясь все большего
пластического совершенства в
изображении внутреннего мира человека и
его подсознания. “Цельнометаллическая
оболочка” (1987) посвящена теме войны во
Вьетнаме и осуждению милитаризма. После
долгого перерыва в 1997 поставил мрачную
семейную драму “С широко закрытыми
глазами”. (Владимир Утилов) |
|