НовостиФильмыРежиссерыАктеры
Фото 02

Фото 01

Постер "Заводной апельсин"

 

 

Стенли Кубрик

Стенли Кубрик родился 26 июля 1928.
Детское увлечение фотографией уже к 17 годам привело Кубрика в ряды фотографов-профессионалов и в штат журнала “Лук”. В 1950 Кубрик уходит из журнала, чтобы осуществить мечту детства и снять свой первый — документальный — фильм “День боя” (1951). В 1953 дебютирует художественным фильмом “Страх и желание” (Fear And Desire), снятым для фирмы РКО на деньги, взятые взаймы у друзей. В 1954 вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом организовал собственную производственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм “Поцелуй убийцы”, где снова выступал в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера.
Криминальная драма “Убийство” (1956), первая работа Кубрика, где он не был стеснен бюджетом, впервые привлекла к нему внимание критики. Его следующий фильм, антивоенная драма “Пути славы” (1957) стал событием благодаря остроте и сарказму, с какими воссоздавался суд над солдатами, обвиненными в срыве французского наступления в годы Первой мировой войны, и привел к фактическому запрету на показ картины в Европе. В течение двух лет Кубрик не имел работы, и в 1960 был вынужден заканчивать начатый Э. Манном монументальный фильм “Спартак” по сценарию Г. Фаста. Несмотря на успех в прокате, высокий профессиональный уровень постановки и не свойственную большинству “супер-колоссов” глубину психологических характеристик, Кубрик в 1961 переезжает в Англию, чтобы избежать конфликтов с голливудским “истеблишментом” и студийной системой, раздраженными его независимостью и стремлением быть автором своих работ в полном смысле слова.
В 1962 режиссер выступает с экранизацией нашумевшего романа В. Набокова “Лолита”. Неизбежная из-за цензурных соображений корректировка образа главной героини смягчила акценты и интонации Набокова, и критика, обвинявшая прежде в цинизме, заговорила о склонности Кубрика к “черному юмору”. Как показал следующий фильм режиссера “Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу” (1964), правильнее было бы говорить о трагическом видении мира, продиктовавшем обращение к трагифарсу как наиболее адекватному современной реальности жанру. Политическая сатира в форме “черной комедии”, “Доктор Стрейнджлав” высмеивал фанатизм и тупость “ястребов” по обе стороны “железного занавеса”, нисколько не преувеличивая реальной опасности курса на “сдерживание” и показывая ядерный Апокалипсис как естественный итог той глупой эксцентриады, в которую обратилась политика великих держав.
Следующая картина Кубрика, грандиозная фантастическая эпопея “Космическая Одиссея, 2001” (1968) завоевала премию “Оскар” за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала эталоном научно-фантастического фильма. Завораживающая красота и мощь изображения мира, открывающегося человеку эпохи выхода в открытый космос, и техники, созданной им и бросающей ему вызов, не снимает обвинения в двойственности идеи картины, утверждавшей верховенство космического разума и ограниченность человеческого познания и возможностей.
Наиболее значительная работа Кубрика “Механический апельсин” (1971) подводит итог авторским размышлениям о современной цивилизации, человеческой морали и социальных перспективах общества. Невероятная в своей абсурдной жестокости “одиссея” молодого садиста Алекса позволяет соединить в одном фильме стилистику “черной” комедии и драмы, превращая героя из палача в жертву и наоборот. Трагическая концепция неистребимости заложенного в человеке зла, которое обретает все больше свободы в рамках технически высокоразвитого, но духовно вырождающегося общества, и пессимистическое отношение к перспективам насильственного уничтожения зла благодаря новым технологиям предопределили обвинения в цинизме и даже в фашизме, однако безвыходность ситуации, в которой оказываются и герой, и общество мотивирована безупречно.
В 70-е годы Кубрик обращается к жанру экранизации “Барри Линдон”, и фильмов-ужасов “Сияние” по С. Кингу, добиваясь все большего пластического совершенства в изображении внутреннего мира человека и его подсознания. “Цельнометаллическая оболочка” (1987) посвящена теме войны во Вьетнаме и осуждению милитаризма. После долгого перерыва в 1997 поставил мрачную семейную драму “С широко закрытыми глазами”. (Владимир Утилов)

Hosted by uCoz