|
Терри
Гиллиам
Терри Гиллиам родился 22
ноября 1940 в Миннеаполисе. Изучал в
колледже политологию, затем работал в
Нью-Йорке и Лос-Анджелесе журналистом,
иллюстратором, рекламным дизайнером.
Был помощником редактора
юмористического журнала “Хелп”,
работая в котором в 1965 познакомился с
Джоном Клизом. Вскоре Гиллиам переехал в
Лондон, начал работать на “Би-Би-Си” и в
1969 был приглашен Клизом в знаменитую
группу “Монти Пайтон”. Снимаясь в
небольших ролях в сериале “Летающий
цирк Монти Пайтона”, Гиллиам участвовал
также в написании его сценариев и делал
к нему гротескные мультипликационные
вставки. В 1975 году был одним из
режиссеров (вместе с Терри Джонсом)
первого оригинального художественного
фильма группы, “Монти Пайтон и Святой
Грааль”. В 1977 поставил первую
самостоятельную картину, “Джаббервокки”
— неудачный средневековый фарс, близкий
по духу “Монти Пайтону”, но лишенный
комедийного ритма и подменяющий
остроумие физиологическим юмором.
Гиллиам участвовал еще в двух крупных
проектах “Монти Пайтона” — фильмах “Житие
Брайана” (1979) и “Смысл жизни по Монти
Пайтону” (1983). В промежутке между ними он
снял первую ленту в своем
индивидуальном стиле, “Бандиты времени”
(1981) — детскую сказочную фантазию с
элементами взрослого гротеска. В ней
проявилась его склонность к большому
постановочному размаху и созданию на
экране ярких фантастических миров,
населенных гротескными, абсурдными,
эксцентричными или зловещими
персонажами. Его следующая
самостоятельная картина, “Бразилия”
(1985), также снималась в Англии, но
финансировалась американской студией
“Universal”. Недовольные трагическим
финалом фильма, продюсеры потребовали
перемонтировать его. Результатом явился
один из самых длительных в истории кино
конфликтов между творческими и
финансовыми интересами.
Гиллиам настоял на своем и фильм,
признанный одной из ключевых картин 80-х
годов, быстро приобрел культовый статус.
Его действие происходит в мрачном
футуристическом мире, управляемом
бюрократией и беспомощными
компьютерами; неизбежное сравнение с
Оруэллом, автором романа-антиутопии
“1984”, оборачивается в пользу “Бразилии”,
насыщенной яркими визуальными образами
и по-новому решающей оруэлловские темы.
Фильм “Приключения барона Мюнхаузена”
(1988), для которого Гиллиам получил
колоссальный бюджет, был снят с еще
большим размахом, но на этот раз
фантазия Гиллиама оказалась слишком
индивидуальной, и картина провалилась в
прокате.
В фильме “Король-рыбак” (1991) Гиллиам
вернулся к современности, изобразив ее
как мир наваждения, нуждающийся в
искуплении через bдуховные ценности.
Неожиданным хитом стал его последний по
времени фильм, “Двенадцать обезьянок”
(1995), в котором действие развивается
между гибнущей цивилизацией будущего и
нашим временем. Фильм, основанный на
временных парадоксах и традиционном для
Гиллиама гротеске, вызвал
противоречивые оценки критиков, но еще
раз подтвердил уникальность режиссера,
совмещающего крайне индивидуальное
мировоззрение с коммерческим успехом. (Петр
Карцев)
http://gilliam.go.ru |
|