|
Люк Бессон
Известный в будущем
французский режиссер родился 18 марта1959
года в семье инструкторов по подводному
плаванию и с самого детства готовился
продолжить семейную традицию. Все
детство он провел на средиземноморском
побережье Франции, увлеченно занимаясь
нырянием и подводной фотосъемкой.
Мечтой его было стать специалистом по
дельфинам. Однако мечтам не суждено было
сбыться. В семнадцать лет в результате
несчастного случая он теряет
возможность заниматься своим любимым
делом./
Люк возвращается в большой и шумный
Париж, где занимается то тем, то другим,
пока не привязывается к кино. Он смотрит
много фильмов, работает на съемочных
площадках на вспомогательных ролях. В 19
лет он уезжает в Голливуд, но, поработав
там “мальчиком на побегушках”,
возвращается на родину и идет служить в
армию. Отслужив три года, он
возвращается к кинематографу, сначала в
качестве постановщика музыкальных
клипов, а потом и как ассистент
режиссера в “большом” кино. Сняв
сначала короткометражку “Предпоследний”,
он дебютирует в 1984 году с полнометражным
немым и черно-белым фильмом “Последняя
битва”. В нем он впервые снимает Жана
Рено, своего актера-“талисмана” и “альтер
эго”. Насмотря на трудности с бюджетом,
фильм был снят и тут же режиссер был
причислен к второй французской Новой
Волне. Дебют оказался удачным - картина
получила два приза на фестивале
фантастических фильмов в Авориазе и еще
с десяток прочих премий.
Через год успех был упрочен самой,
пожалуй, умной картиной режиссера “Подземка”
. В ней уже четко читался специфический
стиль Бессона - гремучая смесь
напряженного действия и мелодраматизма.
Его герои и в последующих работах будут
заниматься своеобразным “нырянием” в
другую, “неродную” им реальность, будь
то киллеры из “Никиты” и “Леона” или
ныряльщик из “Голубой бездны”.
Контрастный баланс между внутренним и
внешним мирами позволяет режиссеру
филигранно прописывать характеры своих
героев, создавая феерию действия и
страстей.
В 1988 году, после продюссерской и
сценарной работы над фильмами “Камикадзе”
и “Таксишник” Бессон переименовывает
свою студию в “Les films du dauphin и снимает
красивейшую фреску о романтике
подводного мира “Голубая бездна”.
Картина, проникнутая ностальгией по
детским годам и преклонением перед
профессией ныряльщика и кумиром Жаком
Майолем, принесла Люку деньги, несколько
номинаций на “Сезар” и культовую славу.
Настоящей же вершиной режиссерской
карьеры Бессона стал следующий его
фильм “Никита”. В ленте наиболее ярко
проявился типичный бессоновский стиль
повествования, когда быстро
развивающийся сюжет снимается с
поистине музыкальной стройностью и
скрипичной напряженностью. Картину ждал
кассовый успех в США, что не могло не
вызвать к жизни римейк “Нет выхода” с
Бриджет Фондой в главной роли и
телесериал. Бессон после этой картины
получил всеобщее признание как режиссер
с мировым именем. Во время съемок фильма
он сломал ногу и развелся с женой.
Доходы, полученные от двух предыдущих
проектов, позволили Бессону вновь
обратиться к морской теме и выпустить в
1991 году абсолютно некоммерческий
документальный научно-популярный фильм
“Атлантис”. Подводная одиссея в духе
Кусто стала своего рода прощанием с
миром детства, признанием в
несбыточности надежд и любви к
кинематографу.
В своей следующей, шестой по счету и
первой с американским участием, картине
“Леон”, Бессон развил образ мрачного
киллера, заявленный еще в “Никите”.
Режиссер впервые позволил полностью
раскрыться актерскому дару Жана Рено.
Образ по-детски непосредственного и по-взрослому
серьезно профессионального убийцы ярко
рисуется им в этой картине черз историю
взаимоотношений взрослого мужчины и
двенадцатилетней девочки, сыгранной
Натали Портман. Смесь американского
постановочного размаха и французской
сентиментальности, однако, несмотря на
ошеломляющий успех, так и не завоевала
ни одного “Сезара”, что заставило
режиссера расплакаться прямо на
церемонии.
Вновь, после пятнадцатилетнего перерыва,
попав в Голливуд, Бессон стал
стремительно “американизировать” свой
стиль. В результате в 1997 году в свою
новую работу под названием “Пятый
элемент” он привлек американских звезд
Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена, а также
свою жену супермодель Милу Йовович. На
постановку было затрачено $90 млн, что
выразилось затем в потрясающих
декорациях, костюмах Жан-Поля Готье и
гриме. Фильм с уже традиционно
великолепной музыкой Эрика Серра и
порой по-европейски ироничными, а порой
по-американски прямыми, диалогами
окупился, собрав по всем миру $266 млн,
послужив своеобразным ответом на ряд
критических уколов за тенденцию к
американской унификации оригинального
авторского стиля режиссера.
Однако эта тенденция проявилась еще
резче в последней режиссерской работе
Бессона - пафосной и напыщенной
исторической постановке “Жанна д’Арк”
все с той же Милой Йовович в главной роли.
Лента провалилась в прокате и была
разругана критиками. После этого слухи о
возможном уходе Бессона из режиссуры и
переходе к продюсированию, появившиеся
после “Леона”, стали еще ближе к
реальности. Как заявил сам Люк, “слишком
тяжело все дается... тратить два года
своей жизни, когда ничего не существует,
кроме фильма...” Опыт продюсера у него
уже есть: “Такси” Жерара Пиреса, “Холодная
луна” Патрика Бушите и “Не глотать”
Гэри Олдмена показали его способности в
этой сфере кинопроизводства, а недавний
продюсерский и сценарный сиквел “Такси
2” собрал только во Франции $40 млн за
первые три недели проката. Планы же еще
более масштабны: сотрудничество в
качестве режиссера и продюсера с Джетом
Ли в фильме “Поцелуй дракона” с
бюджетом в $25 млн, кибертеррористическая
лента “WW3.com”, премьера которой
назначена на лето 2002 года, создание
кинопроизводящей компании Europa для
продвижения европейских проектов в
области кино.
Ждать подобного ухода следует после
выхода десятого фильма режиссера,
занимающего в рейтинге французских
кинематографистов, опубликованном
недавно в журнале “Premiere”, почетное
второе место вслед за 65-летним
продюсером и режиссером Клодом Берри.
Кто знает, возможно нас ждет появление
нового Джорджа Лукаса, только на этот
раз французского.
Фильмография:
2001 Поцелуй
Дракона
2000 Дансер
2000 Такси 2
1999 Жанна Д'Арк
1998 Такси
1997 Пятый Элемент
1994 Леон
1993 Никита
1991 Атлантис
1990 Никита
1988 Голубая Бездна
1986 Камикадзе
1985 Подземка
1983 Последняя Битва
1981 Предпоследний |