НовостиФильмыРежиссерыАктеры

Фото 01

Фото 02

Фото 03

Фото 04

Фото 05

“Пианино”
“The Piano"

Производство: Австралия — Франция, 1992
Режиссер: 
Джейн Кэмпион
В ролях:
Холли Хантер, Харви Кайтел, Сэм Нил, Анна Пэкуин, Керри Уокер, Женевьев Лемон
Жанр:
эстетская историческая мелодрама
Продолжительность: 2 час 1 мин.

Замолчавшая еще в возрасте шести лет шотландка Ада, страстная любительница музыки, выходит замуж по переписке и вместе со своей девятилетней дочерью Флорой (об ее отце известны только легенды, сочиненные самой девочкой), а главное — со старинным роялем (поэтому перевод “Пианино” явно не точен) прибывает в далекую Новую Зеландию.
Стюарт, новый муж Ады, наотрез отказывается тащить по непролазной грязи и крутым тропам музыкальный инструмент, дорогой ее сердцу, который служит своего рода выразителем интимных переживаний одинокой и мало кем понимаемой женщины. Но странный англичанин Джордж Бейнс, давно живущий по соседству с аборигенами из племени маори и как бы тоже превратившийся в естественного человека, чувствуя страдания Ады и испытывая влечение к ней самой и музыке, перевозит фортепиано в свой дом и начинает брать уроки музыки, что больше напоминает эротические пассажи эксгибиционистско-вуаеристского толка.
Картина новозеландки Джейн Кэмпион словно заключает ее трилогию об отчасти ущербных, но невероятно талантливых, жаждущих любви и сочувствия молодых женщинах — сначала были ленты “Милочка” и “Ангел за моим столом”. “Фортепиано”, помимо главной премии в Канне, разделенной с китайским фильмом “Прощай, моя наложница”, удостоен “Сезара” за лучшую иноязычную картину во Франции. Американская актриса Холли Хантер, прекрасно сыгравшая трудную роль Ады лишь при помощи взглядов и жестов, получила приз в Канне, а также “Золотой глобус” и “Оскар” в США (что, впрочем, соответствует американской моде на вознаграждение за образы отверженных и несчастных). “Оскар” неожиданно достался и 11-летней Анне Пэкуин, сыгравшей дочь Ады.
Наконец, сама Джейн Кэмпион отмечена той же премией за оригинальный сценарий. Лента пользовалась в США немалым коммерческим успехом, будучи воспринятой как голливудская love story викторианских времен (отношения Ады, Стюарта и Джорджа дают повод для мелодраматической трактовки классического треугольника муж—жена—любовник), которая разворачивается в Новой Зеландии на фоне дикой природы.
А европейцы были склонны отыскивать и романтически-готические, и сюрреалистически-фрейдистские корни в ситуации “любви втроем”, интерпретировать фортепиано как эротический объект. Странно, что никто из критиков не отметил наличие своеобразной цитаты из “Андалузского пса” Луиса Бунюэля — в одном из финальных кадров “Фортепиано” Ада оказывается буквально привязанной к музыкальномуинструменту как к предмету своих комплексов и носителю подавляющих норм морали, культуры и цивилизации. Кэмпион также признавалась, что хотела соединить, казалось бы, несоединимое — бурные страсти из “Грозового перевала” Эмилии Бронте и атмосферу непознаваемости иной цивилизации, такую, как в антиутопии “2001 год: Космическая одиссея” Стенли Кубрика. “Фортепиано” не может не захватить благодаря стихийности и необычности вырвавшихся наружу чувств героев, хотя в сюжетной конструкции есть некоторая заданность и просчитанность, несмотря на то, что загадочный финал многих повергает в сомнение по поводу разрешения конфликта в “любовном треугольнике с фортепиано”. (Сергей Кудрявцев)

Награды:
Премия “Оскар” в номинации “Актриса” за 1993 год
Премия “Оскар” в номинации “Второплановые роли” за 1993 год
Премия “Оскар” в номинации “Оригинальный сценарий” за 1993 год
Главный приз Каннского кинофестиваля за 1993 год
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации “Лучшая актерская работа” за 1993 год
Премия “СЕЗАР” в номинации “Лучшая иностранная картина” за 1993 год

Hosted by uCoz